mari_batinak (mari_batinak) wrote,
mari_batinak
mari_batinak

Антифашистские образы в западных странах



В прошлой статье я писала, как образы, создаваемые в искусстве во время Великой Отечественной войны, помогали Советскому Союзу победить фашистскую Германию. Однако антифашистские образы тогда создавались не только в СССР, но и в западных странах, которые тоже активно воевали с агрессором.

Так, в оккупированных странах существовало движение Сопротивления. Было оно и в фашистской Германии. Никто почти не хотел мириться с коричневой чумой, захватившей мир. Эти силы в основном и определяли искусство Второй мировой войны.

Особенно военная тема в западных странах затронула литературу. В Европе для многих писателей приоритеты были определены ещё до начала войны. Многие из них, такие как Э. Хемингуэй, В. Бридель, Гарсия Лорка и Л. Альберти, сказали фашизму решительное «нет!» и сражались против него в интернациональных бригадах. Однако находились среди них и те, кто поддерживал консерватизм и фашистские идеи. Такими были Д. Д. Пассос, Э. Паунд и Г. Йост. Но сейчас уже их мало кто помнит.

Большинство писателей участвовали в упомянутом выше движении Сопротивления: писали антифашистские листовки, статьи, очерки, рассказы, повести, романы, стихи, пьесы, освещали подвиги патриотов и рассказывали о героической борьбе советского народа. В литературе родилась новая тема героической вооружённой борьбы народа, доброй воли всех людей против общего врага – фашизма. Появился и новый герой – человек, нашедший своё место в антифашистском строю.

Не желали мириться с фашизмом и в самой Германии. Находясь в эмиграции, немецкие писатели создали ряд произведений, в которых преобладала антифашистская тематика (стихи И. Бехера и Э. Вайнера, романы В. Бределя). Те из них, которые эмигрировали в СССР, вели работу среди немецких военнопленных, выступали по радио на фронте, писали листовки и статьи.

Наиболее интенсивно в искусстве стран антифашистской коалиции развивается агитационное искусство плаката и политической сатиры. Вот, например, один из таких пропагандистских плакатов.



В странах же, захваченных фашизмом, активно развивается искусство Сопротивления. Оно отличается активной политической действенностью и острым откликом на трагедии войны, воплощая в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма. Художники обращались как к мотивам народного искусства, так и к документально правдивой графике. Появляется эстетическое представление о мужественном, сильном человеке и суровой действительности военных будней.

Вот, например, одна из картин немецкого художника Ганса Лиски. В своём творчестве он смог убедительно показать реальную драму войны, все те боль, страдания и отчачние, переживаемые её участниками, в независимости от флагов, под которыми они сражались и умирали.



Особенно тяжело пришлось художникам-беспредметникам. Их попытки отобразить сложную тему войны выглядят почти беспомощно. Ведь абстрактная форма, с абстрактным отвлечённым языком в лучшем случае может лишь чисто эмоционально передать какую-либо сторону большого содержания. Поэтому в подобных пластических решениях довольно трудно раскрыть природу грандиозных трагических событий и охватить весь исторический смысл их сложной сущности. Однако некоторым талантливым художникам удавалось и это.

Так, в памятнике разрушенному Роттердаму «Город без сердца», выполненному скульптором О. Цадкиным, изломанная деформированная скульптура является образом страшного надругательства над человеком и над красотой, образом невообразимой жестокости, которую всегда приносит с собой война. Таким образом, Цадкин нашёл способ символически воплотить свою идею, не касаясь при этом исторической конкретности изображаемого.



Этой же задачи (абстрактно передать конкретное содержание) смог добиться и П. Пикассо в своей знаменитой картине "Герника". Композиция посвящена одноименному испанскому городу, подвергшемуся бомбардировке фашистской Германией.



В движении Сопротивления участвовали также и композиторы. Как и в СССР, самым распространённым жанром была песня, которая сплачивала ряды антифашистов. Но сочинялись также произведения и более крупных форм. Например, 3-я «Литургическая симфония» А. Онеггера. Свою лепту в борьбу с фашизмом внесла и французская певица Эдит Пиаф, давая концерты перед фронтовиками и военнопленными.

Вторая мировая война не прошла мимо кинематографа. Так, приход к власти фашистов негативно повлиял на немецкое кино. Многие кинематографисты эмигрировали из Германии, а те, что остались, либо замолчали, либо вынуждены были подчиниться ведомству Геббельса и снимать фильмы, проникнутые фашистской идеологией.

Во Франции ещё до начала второй мировой, в условиях угрозы фашизма, активно снимались пропагандистские фильмы. К ним относятся такие картины, как «Жизнь принадлежит нам» (о целях народного фронта), «Марсельеза» (о марсельских стрелках французской революции). Настоящим шедевром стал фильм Ж. Ренуара «Великая иллюзия». В кинокартине этой была прозорливо показана психология будущих завоевателей Европы, сжигающих в печах детей и женщин, но беседующих в это время о красоте музыки Моцарта.

В предвоенные годы в Англии сложилась новая школа документального кино, согласно которой документалисты должны не просто правдиво снимать явления жизни, но и «творчески интерпретировать действительность». Таким образом, документальная лента должна была нести такой же отпечаток личности автора, как и игровой фильм. Эти идеи в последующем легли в основу английского документально-игрового кино военных лет.

Интересными были фильмы, созданные в США армейской кинослужбой. Возглавлял её Ф. Капра, который вместе со своим коллегой А. Литвином сделал серию своеобразных монтажных фильмов под общим названием «Почему мы воюем?» Используя кинодокументы из разных стран, серия эта объясняла американцам причины войны, разоблачала фашизм, показывала ход военных действий на разных фронтах.

Своеобразная ситуация сложилась в годы войны во Франции. Фашисты пытались использовать этот вид искусства в своих пропагандистских целях, однако режиссёры и в обстановке оккупации, в условиях строгого контроля смогли, пользуясь иносказаниями и аллегориями, проводить в своих фильмах идеи Сопротивления и поддерживать веру в победу.

Так, режиссёр Луи Дакен ещё в 1941 году снял фильм «Мы – мальчишки», рассказывающий о чувстве солидарности, позволяющее преодолеть все препятствия. Сюжет кинокартины прозвучал злободневно и воспринимался как призыв к солидарности французов в борьбе с оккупантами. А другой французский режиссёр, Мишель Карне, поставил в 1942 году красивую и поэтическую картину «Вечерние посетители», в форме средневековой легенды утверждающую неизбежность победы добра над злом.

Антифашистским движением Сопротивления, консолидацией всех социальных слоёв общества за освобождение от нацистской оккупации было вызвано к жизни новое направление – неореализм, утверждающий идеи гуманизма и значимость простых жизненных ценностей, таких как доброта, справедливость и равноправие людей, независимо от их социального и имущественного положения. Особенно неореализм проявил себя в кино и литературе.

Многие художники в то время эмигрировали из стран, оккупированных фашистами. Бегство от фашизма, его неприятие вынуждали художников на замкнутость в своём внутреннем мире, чтобы сберечь в нём образы и идеалы своего творчества. И это тоже можно назвать их актом духовного сопротивления фашистской агрессии.

Tags: Искусство, Образы, Разное
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments