mari_batinak (mari_batinak) wrote,
mari_batinak
mari_batinak

Как искусство делало революцию



Случившаяся ровно 101 год назад октябрьская революция влияла не только на жизнь в стране в целом, но также и на искусство, которое, в свою очередь, влияло на революцию. Многие художники в то время верили, что искусство способно менять мир, и старались вносить свою лепту в перекраивание действительности.

Особенно революция повлияла в те годы на кино. Кинопроизводство после октябрьского переворота национализировали, и это коренным образом изменило его судьбу в России. Его стали использовать в целях пропаганды. Большое место занимали так называемые агитфильмы, которые, подобно плакатам той поры, старались доходчиво разъяснить широким массам лозунги партии. Сейчас уже эти фильмы никто не помнит, однако именно в них тогдашние режиссёры отрабатывали приёмы воздействия на зрителей. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью.

Одним из первых выдающихся советских режиссёров стал Сергей Эйзенштейн. Созданный им в 1925 году «Броненосец Потёмкин» оказался большим событием в мировой культуре. В основу фильма лёг исторический факт – восстание матросов на царском броненосце, которое произошло летом 1905 года. Об этих достоверных событиях режиссёру удалось рассказать так, что они предстали перед зрителем как обобщённый образ революции, а из-за своей мощной агитационной силы картина была даже запрещена к показу во многих странах Запада.


Плакат фильма "Броненосец Потёмкин"

Потом, поверив во всесилие кинематографа, Сергей Михайлович выдвигает теорию «интеллектуального монтажа», согласно которой монтажными средствами можно выражать на экране отвлечённые понятия и идеи. В последующих фильмах режиссёра «Октябрь» и «Старое и новое» эта теория частично находила свою реализацию, однако эти творчески смелые картины не имели успеха «Броненосца Потёмкина».

На литературу революция 1917 года тоже повлияла. В самостоятельное литературно-философское течение превратился в начале XX века символизм, который стал активно влиять на культурно-духовную жизнь России того времени.

К октябрьской революции поэты-символисты относились по-разному. Многие эмигрировали после октября 1917 года, другие же, как, например, Блок и Брюсов, восприняли революцию как реализацию своей мечты о смене форм культуры и быта. Последняя яркая вспышка активности русских символистов была связана именно с днями октябрьской революции. Поэты той поры стремились соединить символизм и революцию, а вершиной их поисков стала поэма Блока «Двенадцать», которая позднее легла уже у истоков советской поэзии.

Однако сильнее всего в годы революции в России проявил себя авангардизм. В русской поэзии он был представлен творчеством футуристов.

Футуристы стремились создать искусство будущего, декларировали отрицание традиционной культуры и культивировали урбанизм – эстетику машинной индустриализации и большого города. Для этого они разрушали естественный в поэзии язык и переплетали документальный материал с фантастикой. Примером могут послужить их бунтарские «зауми».

Стараясь вынести искусство на улицу, в толпу, футуристы протестовали против буржуазных стереотипов, отражали психологию городских низов и анархический бунт тогдашнего люмпен-пролетариата. Отсюда была их огрубленная лексика «человека улицы» и демонстративное соединение высокого и низкого городского бытия. Октябрьскую революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к новому будущему, к которому они же сами и стремились.

Самым известным поэтом-футуристом той поры сейчас является Владимир Маяковский.



Для изобразительного искусства революция также была бурным и продуктивным периодом. В то время возникло множество художественных объединений со своими манифестами, художники находились в творческом поиске.

Одним из таких объединений была АХРР – ассоциация художников революционной России, основанная в 1922 году. В её состав входили бывшие художники-передвижники. Как и в XIX веке, в революционные годы они устраивали тематические выставки на темы «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии» и т. д.


"Трубачи Первой Конной". Хотя эта картина Митрофана Грекова и была написана в 1934 году, уже после роспуска объединения АХРР, однако вполне отражает его идеологические устремления.

Менее консервативных с точки зрения живописи взглядов придерживались ОСТ – общество художников-станковистов. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, однако ориентировались не на реализм, как АХРР, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.


"Даёшь тяжёлую индустрию!" Картина художника Ю. Пименова - одного из участников ОСТ.

Авангардные направления в живописи в то время тоже развивались. Так, например, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича появился именно в эти годы. Эта картина была таким своеобразным живописным манифестом супрематизма – направления в авангардистском искусстве, созданного самим же Малевичем.


"Чёрный квадрат" Малевича

Авангардизм в начале XX века получил своё бурное развитие почти во всех видах искусства. Основной его чертой было программное и выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как и окружающим социальным стереотипам в целом. Заимствованное из военной лексики название направления подчёркивало роль авангардистов как первооткрывателей и борцов с устоявшейся веками художественной системой.

Борьба мировоззренческих позиций происходила и внутри самого авангардизма. Так, если одни художники декларировали создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, то другие, наоборот, стремились к передаче настроений социального протеста и революционного содержания, и искали для этого принципиально новые выразительные средства. Кроме того, противоречивая природа авангардизма обозначалась также и в тяготении одних его направлений к формализму, а других, наоборот – к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму. Так, если для первых были характерны такие тенденции, как победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, бессюжетность и акцентация композиционной структуры в живописи и атональность и какафония в музыке, то вторые стремились к слиянию искусства с производством, бытом и политической публицистикой. Однако во всех случаях авангардисты искали новые и необычные выразительные средства для своих произведений, а также способы взаимоотношения художника с жизнью.

Авангард как художественное направление был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, а также на эстетическую революцию, которая бы разрушила духовную косность существующего общества. Художественно-утопические стратегии авангардистов были решительные и анархически-бунтарские.

Авангардисты начала XX века понимали искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придавал особую масштабность надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. Приверженцы авангардных направлений в России выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную.

В дальнейшем в советском союзе авангардизм, как и другие подобные ему направления революционного искусства, оказался под запретом. Однако и в последующие советские годы он боролся против рутины «ангажированного» искусства и его регламентированности. Но это уже была совсем другая история…

Источники.

1. С. В. Филимонова. История мировой художественной культоры.

2. Ю. Борев. Эстетика.

3. Википедия.

Tags: Актуальное, Искусство, Наука образности, Образы
Subscribe

Posts from This Journal “Наука образности” Tag

  • История человечества, рассказанная Анастасией

    Свою версию истории человечества Анастасия, главная героиня серии книг Владимира Мегре «Звенящие Кедры России», рассказала в шестой книге серии,…

  • Произведения искусства, повлиявшие на этот мир

    В этом ТОПе я решила привести 5 самых ярких, на мой взгляд, произведений искусства разных времён, повлиявших на этот мир и изменивших его. Как…

  • Необычная сила образов

    Это продолжение истории, рассказанной Анастасией из книг Владимира Мегре о своём отце, которую я публиковала вчера. Часть третья На третий…

  • Откуда взялась наука образности?

    Впервые о науке образности Анастасия упоминает в четвёртой книге серии, которая называется «Сотворение», в главе под названием «Они способны мир…

  • О силе мысли

    Идея о силе мысли, о том, что мысль материальна и может влиять на реальность, проходит красной нитью через все книги Мегре. Об этом говорит как…

  • Может ли искусство изменить мир?

    Об этом фильме я узнала из одного репортажа на первом канале 7 лет назад. Автор репортажа – журналистка Яна Подзюбан. Она смогла рассказать об…

  • Что изучает наука образности?

    Продолжаю публиковать свою серию статей о науке образности. Ранее я уже опубликовала две статьи на эту тему: Что такое наука образности? Что…

  • Что такое образ?

    Образ – основное понятие науки образности. Однако ни Анастасия, ни Мегре не дают точного определения этому понятию. В шестой книге, в главе…

  • План публикации статей о науке образности

    Планирую написать статьи о науке образности в следующем порядке: 1. Что такое наука образности и откуда она взялась? 2. Что такое образ? 3. Что…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments