
Сегодня у нас в Беларуси официальный выходной - в честь радуницы, православного праздника, когда принято поминать своих предков. Люди идут в этот день на кладбище, оставляя на могилках близких разноцветные венки, которые во всех местах продают в палатках накануне праздника. Но наши древние прародители, по словам героини серии книг "Звенящие кедры России" Анастасии, поминали усопших совсем не так, как сейчас. Вот, что Анастасия об этом говорит.
Правда, упоминает она совсем другой православный праздник - Троицу - но речь ведёт примерно о том же: как наши предки поминали своих усопших родственников.
"В нынешнее время в этот день люди идут на кладбище к могилкам своих родственников, - говорит Анастасия. - Придя на кладбище, облагораживают могилки, поправляют оградки. Очень многие берут с собой спиртное, выпивают у могилки, оставляя стаканчик с кусочком хлеба и усопшему. Разговаривают между собой, вспоминая жизнь усопшего. Многие считают необходимым поплакать у могилки.
Доказательством тому, что этот чисто языческий праздник претерпел серьёзные изменения, служит следующее.
Во времена ведизма, а впоследствии и язычества не было скорбных, грустных праздников. Каждый праздник давал людям заряд положительной энергии, передавал молодёжи знания предков.
И день памяти в ведические времена значительно отличался от нынешнего.
Не было кладбищенских походов, причитаний у могилок усопших.
В ведические времена вообще не существовало кладбищ. Усопших хоронили в родовых поместьях, при этом не отмечая захоронения надгробными плитами или склепами. Делался небольшой холмик, который по истечении времени сравнивался с землёй.
Ведруссы считали, что лучшим напоминанием о человеке должно служить содеянное им при жизни.
Знания природы, знания силы человеческой мысли приводили ведруссов к умозаключению — если все родственники будут мысленно моделировать смерть, то их мысль не даст душе усопшего обрести плоть.
В день памяти предков в самом старом поместье утром собирались все члены семьи. В их присутствии самый старший, как правило, это был дедушка или прадедушка, подходил к младшему поколению, детям. Начинал общаться с ними примерно следующим образом:
— Когда твой папа был такого же роста, как ты сейчас, — говорил дедушка, обращаясь к внуку лет шести, — он посадил вот этот маленький саженец. Прошло время и теперь из него выросла вот эта большая яблоня, приносящая плоды, — дедушка подводил внука к яблоне, сам дотрагивался до неё, и внук гладил яблоню.
Далее дедушка подходил к другим насаждениям и рассказывал о том, кто их посадил. Все члены семейства могли помогать дедушке своими воспоминаниями, рассказывая при этом весёлые истории или говоря об испытанных ими ощущениях.
В конце концов члены рода подходили к самому главному — родовому дереву — кедру или дубу.
— А вот это дерево, — продолжал свой рассказ старейшина рода, — посадил прадедушка моего прадедушки.
Далее начиналось совместное обсуждение: почему была выбрана именно такая порода, а не иная. Почему далёкий предок посадил дерево именно в этом месте, а не правее или левее. Одни задавали вопросы, другие на них отвечали. Иногда начинался спор. И часто бывало так, что в пылу спора вдруг кто-то из детей, сам того не замечая, говорил странную фразу: «Да как же вы не понимаете, я посадил это дерево именно здесь, потому...».
Взрослые члены семейства сразу понимали, их малыш содержит в себе и душу, и чувства, и знания далёкого предка. И гордились тем, что не мается его душа на просторах вселенских. Не распалась на мелкие частички, а продолжает жизнь в совершенстве, жизнь вечную".
А как вы проводите этот день?
Источник: прекрасные праздники Ведруссии.
Journal information